Держись самого себя

Странное существо человек. Он может всю жизнь из кожи вон лезть, чтобы походить на кого-то: кинозвезду, спортивного кумира, отечественную или мировую знаменитость. А может годы жизни, а то и всю жизнь потратить на поиски… поиски самого себя. Видимо, человек существо сложное, глубокое и запутанное – раз уж теряет иногда самого себя в себе и потом самого себя ищет.

Казалось бы, как-то нелепо желать прожить не свою жизнь, а чью-нибудь. Пусть даже и яркую. Опять же не все то золото, что блестит. Что ни говорите, а есть в этом желании уподобиться кому-то элемент самоуничтожения. Есть элемент пренебрежения теми возможностями, которыми обладаешь только ты, и никто другой. Представляете, чтобы было, если бы Лев Толстой хотел стать Пушкиным и как раз в этом бы преуспел? А Достоевский Гоголем? Наверное, все мы тогда обеднели бы. Именно все. И натыкаешься на ту мысль, что не только себя обкрадываешь, когда подражаешь кому-то по жизни, но и других. Тех, по крайней мере, кто рядом с тобой. Ведь ты себя настоящего отнимаешь у своих друзей и близких.

Люди, чего-либо серьезного достигшие в этой жизни, всегда отличались собственной индивидуальностью. Тут можно подумать, что далеко не всем дано от природы достаточно выраженное личное начало. Мол, есть множество людей обычных, серых, похожих друг на друга.
А почему бы не думать следующим образом. Природа, у которой и двух одинаковых камешков на морском берегу не сыщешь, дала каждому человеку уникальную индивидуальность. Однако не всякий человек, подрастая и воспитываясь в человеческом обществе, приобретает в своем движении от младенца к взрослому привычку опираться на свою собственную волю и индивидуальность. То есть некоторые люди вследствие внешней обстановки, условий семьи, каких-то своих природных наклонностей, как мы выражаемся, теряют себя…

Разве это безвозвратная потеря? Во-первых, если бывает потерянное, то случается и найденное. Во-вторых, когда мы говорим «потерять себя», мы на самом деле говорим о том, что мы в некоторой мере утратили ясность и искренность в осознании собственного существа. Ведь потерянное и потерявший в данном случае – одно и то же создание. И чтобы обрести себя, необходимо осознать себя со всей чистоте. Искреннее осознание себя будет означать и признание, принятие себя.

Большинство разного рода подражателей и безоглядных поклонников в первую очередь тем и несчастны, что не могут принять самих себя. Это конфликт, который застревает, подобно клину, внутри расколотой личности. Происходить он может по разным причинам. Чаще всего они скрываются в семье, где рос и воспитывался такой человек. Если его не принимали родители, то и он, скорее всего, не будет принимать себя, когда вырастет.

Человек, не принявший себя в своей глубине и неповторимости, обречен на жизненную неудачу. Потому что или будет метаться от кумира к кумиру, или зациклится на одном идоле и будет по нему сходить с ума.

Еще раз хочется заметить: странное, бездонное существо человек. Вот мы говорили о потере им самого себя. А теперь вынуждены говорить о том же самом явлении, но уже как о бегстве от самого себя. А что другое здесь может означать неприятие собственной неповторимости? Есть восточная притча о том, что прижимистые боги, желая спрятать истину от человека так, чтобы он ее долго искал, спрятали ее в нем самом, в его глубине. Подумайте, а не верна ли мысль: «все мои проблемы решаются во мне самом»? И тогда – за истиной надо возвращаться, к самому себе. Держись самого себя – и никогда не заблудишься в этом мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *