ГБО: есть ли жизнь на… газе?

Финансовый кризис, падение доходов – эти новости привычно создают нам негативный фон. Все призывают экономить на всем – это мы тоже проходили. А вот когда кто-то ратует за чистоту экологии и вместо «темной стороны силы» выбирает технический прогресс – это приятно и позитивно. Замена бензина на газ – один из таких жизнеутверждающих путей в современном автомобилестроении.

Тема «Ставить ГБО или нет?» с завидной периодичностью поднимается в любых обсуждениях среди автолюбителей. И как обычно, ярые сторонники газобаллонной «жизни» потрясают в воздухе цифрами затрат на топливо (вполне обоснованно – газ по-прежнему вдвое дешевле Аи-95), а ярые противники ссылаются на сложности обслуживания, цены на установку (вполне обоснованно: комплект ГБО по-прежнему не бывает дешевле 500-600 долларов), а также на страшилки из разряда «Шеф, все взорвалось!» или «Клапана прогорели до дыр» (это, в основном, какая-то еще советская мифология).

Давайте попытаемся отделить мух от котлет и взглянуть на установку ГБО не только как на способ сэкономить средства на заправке, но и как на вполне разумный вид инвестиций в будущее своего автомобиля. Да-да, современные системы ГБО – это не просто дешевый пропан, но еще и профилактика заболеваний ДВС, сбережение его ресурса и экономия на расходных материалах.

В качестве экспертов при подготовке материала выступили специалисты компании «БИГАЗ», специализирующейся на продаже, установке и обслуживании систем ГБО.

Для начала – немного теории

Сейчас наиболее распространенной и актуальной является схема ГБО так называемого 4-го поколения (в природе существует и 5-е поколение, о нем чуть позже). Вкратце о его устройстве.

ГБО-4 легко ставится на любые инжекторные автомобили, оно без проблем обеспечивает нормы выхлопа в экологических рамках Евро-5, совместимо с системами бортовой диагностики OBD II и EOBD. Корректное название ГБО-4 – «система фазированного распределенного впрыска».

Комплект ГБО-4 опирается в своей работе на вычислительные мощности и топливные карты штатного контроллера авто; установщики ГБО лишь вводят поправки для адаптации газовой системы к бензиновой топливной карте. При этом форсунки у ГБО-4 свои, собственные, электромагнитные, работающие по каждому цилиндру отдельно – аналогично бензиновой системе (врезается дополнительная топливная рампа; старая остается на месте; при желании ГБО можно демонтировать «назад» и машина вновь станет просто бензиновой).

Еще пару слов о применимости

Вопреки расхожему заблуждению, ГБО можно без особых проблем ставить на турбированные двигатели. Для газобаллонной системы вообще неважно, под каким давлением после турбины воздух поступает в мотор, т.к. давление в баллоне все равно на порядок выше (около 16 атмосфер) и система впрыснет столько газа, сколько нужно. А вот моторы типа GDI/D4/FSI (непосредственный впрыск с насосами высокого давления) плохо совместимы с ГБО, у нас в Украине их газифицируют немногие сервис-центры, из-за сложности эксплуатации и настройки оборудования.

Начиная уже с третьего поколения ГБО, у водителя нет необходимости вручную переключать подачу топлива с бензина на газ и обратно – теперь за этим следит автоматика. Напомним, что при наличии ГБО-4 автомобиль всегда заводится НА БЕНЗИНЕ, а значит, какой-то запас бензина в штатном бензобаке всегда необходим. Кроме того, в режимах повышенной нагрузки (как правило, после 4000-5000 об/мин, в зависимости от конкретной настройки) компьютер также переключает клапан на подачу бензина.

Как и в любом виде ГБО, в багажник автомобиля устанавливается баллон со сжиженным газом. Баллон сделан из листовой стали толщиной 3-4 мм – этого вполне достаточно для обеспечения безопасности даже в случае аварий. Форма баллона – цилиндр или тор; первый монтируется прямо в багажном отделении, отнимая его полезное пространство, а второй удобно разместить в нише запасного колеса (тут два варианта: либо вы сохраняете объем багажника и ездите без запаски (в принципе, в пределах города допустимо), либо запаску кладете в багажник).

Ясно, что для автовладельцев, часто курсирующих между городами по трассе, имеет смысл ставить цилиндрический баллон с сохранением полноценной запаски.

От баллона к двигателю идет топливопровод, на нем установлен клапан LPG, который открывает подачу газа на редуктор. Ну а редуктор (или испаритель) нужен для перевода сжиженного газа в газообразное состояние. Таким образом, форсунки ГБО-4 впрыскивают в цилиндры не жидкость в смеси с воздухом, а сразу газообразный пропан. Запомните этот факт: он важен для понимания сути «щадящего режима в работе двигателя» при функционировании ГБО.

Традиционно в числе неоспоримых достоинств установки ГБО упоминают следующее:

  • стоимость пропан-бутана сейчас – около 13 грн/л (дешевле Аи-92 почти вдвое, Аи-98 – в два с половиной раза); чек на заправке, где вы вместо привычных 800 грн. за 30 л топлива вдруг видите лишь 400 – радует глаз;
  • технология перевозки и хранения на АЗС сжиженного газа исключает возможность «бодяжить» топливо, газ – это всегда чистое горючее с октановым числом 103-105, это техническая данность, которую, к счастью, не изменить ведром с водой или цистерной с песочком на дне;
  • автомобиль с комплектом ГБО (газовый баллон + штатный бак бензина) увеличивает свой потенциальный пробег без дозаправки в 2 раза, закончился газ – система сама перешла на бензин; это удобно для далеких путешествий; например, при штатном баке 50 л и баллоне на 90 л пропана вы легко можете проехать без дозаправки более 1000 км пути!
  • современный газовый баллон значительно безопаснее штатного бензобака: его стенки в 7-10 раз толще, а современная запорная арматура имеет несколько степеней защиты, также в современных системах ГБО исключена какая-либо утечка газа и характерный запах в салоне автомобиля.

Однако не менее важными, а при длительной эксплуатации автомобиля – и более важными являются факторы благоприятных режимов работы для двигателя при использовании ГБО:

  • хорошо настроенное ГБО исключает детонацию в цилиндрах (это известно уже давно – моторы на газу работают тише и мягче), увеличивает ресурс работы лямбда-зонда и катализатора в полтора-два раза (нет большинства агрессивных продуктов сгорания); это особенно важно для «свежих» моделей иномарок, где катализатор и сопутствующие ему узлы контроля за выхлопом весьма дорогостоящи;
  • вспомните принцип работы ГБО-4: в цилиндры пропан подается уже в газообразном состоянии! Газ, в отличие от паров бензина, не способен смыть масляную пленку на стенках цилиндров – а это прямое снижение износа двигателя (ЦПГ);
  • двигатель на газу нуждается в замене моторного масла и свечей в полтора-два раза реже, чем бензиновый аналог (дело в том, что газообразный пропан не разбавляет масло в картере двигателя, а значит, не портит состав масляной основы и присадок; кроме того, химическая чистота сжигаемого газа в цилиндрах значительно снижает отложения, образования окалины на электродах свечей);
  • в отличие от бензина (а тем более некачественного бензина!), сжиженный газ технологически лишен химических присадок, поэтому нагар на деталях двигателя сводится к минимуму (он не исключен полностью, поскольку машина все равно некоторый процент времени работает на бензине) – что также увеличивает ресурс агрегатов;
  • автомобиль, удовлетворяющий нормам Евро-3, после установки ГБО автоматически помещается в рамки Евро-5; газ – один из самых экологически чистых видов топлива; как минимум, при установке ГБО вам обеспечено беспроблемное прохождение инструментального контроля при ТО на предмет чистоты выхлопа.

Полезный совет городским пользователям ГБО

Как уже писалось, запуск «на холодную» всегда осуществляется на бензине. После прогрева двигателя до определенной температуры (обычно70-75 градусов) автоматика переключает клапан «на газ». Но если вы не даете мотору прогреться хотя бы пару минут (завел — поехал), то при среднем расстоянии до работы в 10 км переключение на газ произойдет примерно на 8-9-м километрах пути зимой и на 3-4 километре летом. Тогда эксплуатация ГБО теряет экономический смысл. Поэтому всегда давайте двигателю прогреться до рабочей температуры, чтобы машина переключилась на газ – так вы будете экономить и на топливе, и на ресурсе двигателя!

Проблемы и нюансы при эксплуатации ГБО:

Было бы некорректно утверждать, что установка ГБО в Одессе – это просто манна небесная для автовладельца, резко превращающая столбцы затрат в семейном бюджете в графы дохода. Нюансы есть, их необходимо знать, и знать, как свести их влияние к минимуму.

Итак, что вас ждет при установке ГБО?

  1. считается, что в среднем нормальный расход газа при использовании ГБО на 10-15% больше литрового паспортного расхода бензина (речь о 4-м поколении оборудования); но при этом нужно понимать, что газ – чистое топливо, а бензин нам заливают частенько абы какой; в реальности исправное ГБО приближается по литровому расходу к действительному расходу на российском бензине;
  2. падение мощности при переходе на газ – оно есть, в пределах 3-5% от номинала; в реальных, обыденных режимах движения 95% водителей его не ощутят (вопрос актуален лишь для экстремальных спортсменов);
  3. приобретение и монтаж комплекта ГБО потребует начальных вложений – это правда (поэтому покупка ГБО оправдана, лишь если вы намереваетесь пользоваться оборудованием длительное время; чем больше ваши годовые пробеги, тем быстрее окупится ГБО);
  4. ГБО потребует от владельца регулярного обслуживания в специализированном сервисе (которое, впрочем, можно совместить с обычным ТО).

Напоследок нельзя не вспомнить системы ГБО 5-го поколения. К их достоинствам причисляют мизерное падение мощности при переходе на газ, отсутствие повышенного расхода газа, а также возможность запуска двигателя на газе при любых отрицательных температурах (ГБО-5 впрыскивает жидкий газ). Однако, ГБО-5 дорогостояще, крайне чувствительно к условиям эксплуатации автомобиля, ремонт при этом также сложен и дорог. Пока что в нашей стране это серьезные препятствия – особенно для специалистов низкой квалификации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *