Игромания — умение вовремя остановиться

Все мы наслышаны о такой пагубной страсти, как игромания. Человек идет в казино, к игральному автомату или в компанию карточных игроков и там играет. Играет азартно и до тех пор, пока не продуется вчистую. Затем спускаются деньги, взятые в долг или вырученные от продажи собственной техники, мебели из квартиры, чего угодно… Человеком владеет мысль отыграться, играть, играть и играть. Но все напрасно, игра приносит разорение. И не только финансовое. Душой человеческой овладевает лишь одна, но сумасшедшая страсть, страсть к игре. Многие из таких сумасшедших идут на преступление, чтобы добыть деньги на очередную игру. А некоторые, ощутив себя в безысходном тупике, кончают жизнь самоубийством…

А если задаться наивным вопросом. Все ли играющие обязательно заболевают этой самой игроманией? Вовсе нет. Есть люди, которые умеют играть, играют регулярно и со своей игры, честной заметьте, а не шулерской, имеют себе верный доход. Так что, они из другого теста? Может статься, везучее, чем те, что сходят на игре с ума? В чем заключается их умение играть?

В том-то и фишка, что они, в отличие от неудачников, умеют остановиться! Такой человек заранее назначает себе предел проигранных денег, который он ни при каких обстоятельствах, даже и со стволом у виска, не станет переходить. Предельная сумма проигрыша может пересматриваться, но – до игры, а не вовремя ее. Тут все зависит от финансовых возможностей.

Такой человек высчитывает максимально допустимый для него проигрыш и уже его не превышает. Это цена, которую он готов заплатить… не за удачу, но за возможность ее прихода. Удачу-то ведь не купишь, но можно купить шанс или шансы на удачу. А выпадет шанс или не выпадет – на то воля Всевышнего. И тут как раз, именно в этом пункте, человек, бывает, делает распространенную ошибку. Надо понимать, что в игре ты платишь только за шанс удачи, а не за нее саму со стопроцентной гарантией сиюминутного вручения. А платить надо только за то, что получаешь.

Итак, чем же игроман, собственно говоря, отличается от уравновешенного игрока? Да просто тем, что он пользуется мозгами, которыми его наградил Творец. Игроман мозгами не пользуется, он отдается бездумному азарту и лихорадочной мечте. Игроман погибает, игрок со спокойными чувствами и трезвой головой играет сколько хочет, на сколько хочет и когда хочет.

Вроде бы выбор остается за человеком. В конце концов, каждый должен решить для себя, пользоваться ему своим умом или оставить его по-младенчески нетронутым — до самой смерти, возможно, и, возможно, столь же бестолковой, как и жизнь. Кстати, если вспомнить знаменитые слова: «Вся жизнь – игра, а люди в ней – актеры», то напрашивается мысль, уместная и обобщающая все прежде сказанное. Мысль о том, что умение вовремя останавливаться имеет для жизни универсальную ценность.

Представьте себе такую ситуацию. Ваш друг, друг юности, с которым связывают вас дорогие воспоминания о забавных приключениях, постепенно как-то все больше садится вам на шею. Эгоистично пользуется вашей доброй привязанностью к нему. В чем это может выражаться? Да хоть в чем! К примеру, он занимает у вас деньги, и бесконечно тянет с их отдачей. Сначала брал понемногу, потом от раза к разу сумма стала увеличиваться, и срок отдачи соответственно удлинялся.

А если учесть, что деньги вам с неба не падают, а у вас семья, ребятишки… Или вот, несколько иная ситуация. Ваш приятель, незабвенный друг детства, как-то совсем уж бессовестно стал распоряжаться вашим свободным временем. Ну да, нужно помогать людям, а тем более друзьям. Но что-то уж слишком навалился… И своих-то дел полно, опять же детей обещал вывести на природу, а тут приятель вновь просит в выходные дни помочь ему с какой-то срочной работенкой у него на даче…

И вот вы однажды понимаете, что настало время проверить, а есть ли у вас умение останавливаться? Вовремя останавливаться! Оно, может быть, стоило бы и раньше… Но, как говорится: «лучше поздно, чем никогда». То есть даже и поздновато остановиться — это все же: «остановиться вовремя». Нельзя же платить и платить своими деньгами или временем жизни своей за то, что ты когда-то имел счастье (а может – несчастье?) подружиться с этим нагловатым парнем, абсолютно безразличным к твоим нуждам!

И ты останавливаешься. Ты говоришь:

«денег я тебе больше не дам, хватит пользоваться моим кошельком, как своим собственным!» Ты говоришь: «Я сегодня занят с детьми, а ты, будь любезен, управляйся со своими нескончаемыми делами как-нибудь сам!»

И чтобы вы думали? Всего несколькими словами, за которыми и в карман-то лезть не пришлось, вы освободили себя! Освободились от прилипшего к вам безответственного должника. Освободились от постоянных посягательств на ваше личное время. Ведь, правда же, удивительно? Почему не остановиться в своей уступчивости, когда за сомнительное удовольствие быть покладистым приходится так дорого платить?

Способность вовремя остановиться есть по сути своей чувство меры, применяемое по отношению ко всему тому, с чем нам приходится встречаться в жизни. Это касается и количества спиртного, которое можно себе позволить без вредных и мучительных последствий. Это касается и наших отношений с другими людьми: если кто-то паразитом вонзается в вашу жизнь, то его, однажды предупредив, вскоре следует удалить из сферы общения. Это касается любых дурных пристрастий и вредных привычек: надо трезво, с умом оценить получаемое удовольствие и приносимый вред, одно сравнить с другим, принять решение и его выполнить.

Конечно, вовремя остановиться – это не всегда и не для каждого легко и просто.

Но тут вот еще что может помочь. Не останавливайтесь в пустоте. Останавливайтесь в хорошем окружении. Где бы у вас было что-то, что может с лихвой заменить то, чего вы как будто лишаетесь. Пусть это будет выкроенное время для общения со своими детьми и женой. Пусть это будут спортивные увлечения. Купание в бассейне вместо отринутого потопления жизни в бутылке. Пусть это будет все то, что вдруг душа окажется способной воспринять, — душа, освобожденная от пустых, беспредметных, но мучительных переживаний и тревог по поводу…

По поводу чего? По поводу чего мы имеем обыкновение беспокоиться, переживать, тосковать и даже ужасаться? Давайте научимся разбираться в поводах для беспокойства и предметах для страха! Ведь надо же уметь останавливаться и в своих беспокойствах, в своих страхах.
Первое, что следует сделать, как только вы поймаете себя на том, что изводитесь беспокойством, тревогой, страхом, это – вглядеться в предмет беспокойства, предмет тревоги и страха. Вглядитесь в него, осмотрите и оцените. Действительно ли он так высок в цене, что стоит ваших мучительных часов и дней, стоит вашего здоровья? Установите меру этой вещи. Что она действительно значит в вашей жизни? И обязательно подумайте о том, сколько вы уже за нее заплатили…

Случайно не переплатили вы сверх цены уже слишком много? Если да, то зачем же вы все еще продолжаете платить? За однажды приобретенный товар и платят однажды. А если окажется, что товар, скорее всего, уже устаревший, вышедший из моды, где-то даже и обременительный… Если дело обстоит именно так, то не пора ли разобраться с ситуацией и разрешить ее в свою пользу? В пользу своему душевному и физическому здоровью остановить бесконечные и бессмысленные платежи!

Таким вот образом вырабатываем весьма полезную привычку оценивать, по мере поступления, все то, что входит или вторгается в нашу жизнь. Продуманно оцениваем все, что требует части нашей жизни. Оцениваем с точки зрения ценности нашей жизни.

И мы избавимся от плохой привычки страдать и беспокоиться по ничтожным поводам.
Надо уметь обнаруживать ничтожность повода, и это значит уметь вовремя остановиться на неуютной дорожке утомительных беспокойств и изматывающих душу страхов. С чего же начать, как приобрести умение вовремя останавливаться? Начните с того, что уделяйте чуточку больше, чем раньше, внимания… не к ценам в магазине, но к цене и ценностям своей жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *