SWOT-анализ используется для того, чтобы провести оценку сильных и слабых сторон предприятия, понять расстановку сил на рынке, определить потенциальную угрозу со стороны конкурентов. Этот универсальный, удобный и гибкий бизнес-инструмент можно применять в зависимости от поставленных целей в экономической, финансовой, управленческой сфере, и его можно адаптировать к любому объекту исследования, будь то компания, регион, город, продукт.
Что означает аббревиатура SWOT:
Strengths – сильные стороны и конкурентные преимущества компании.
Weaknesses – слабые места и недостатки в компании.
Opportunities – возможности, благодаря которым компания получит преимущество перед другими на рынке.
Threats – факторы, угрожающие компании ухудшением позиций на рынке.
Использование SWOT как метода стратегического анализа позволяет получить и систематизировать информацию, на основе которой будут приниматься управленческие решения. Впрочем, его можно применять не только для долговременного стратегического планирования, но и для оценки текущей ситуации.
«Преимуществом применения SWOT является тот факт, что для его проведения не требуется узкопрофильных знаний и специальных ресурсов.»
К его недостаткам можно отнести тот факт, что анализ может показывать только общую картину происходящего, без определения основных и второстепенных факторов, влияющих на процессы развития компании. Его результаты описывают качественную характеристику, а для разработки конкретных способов решения задач чаще всего требуются количественные характеристики – цифры, данные, показатели. SWOT-анализ нельзя назвать полностью объективным методом, интерпретация полученных аналитиком данных оставляет субъективный отпечаток на информационном резюме, то есть имеет значение человеческий фактор.
SWOT-анализ является переходным звеном между определением пути развития компании и дефинированием ее задач и целей. Он осуществляется в следующей последовательности:
- Формулирование миссии компании.
- Оценка рыночной ситуации и возможности следования выбранному пути развития.
- Дефиниция целей компании; выбор бизнес-методов для выполнения поставленных задач с учетом реальных возможностей компании.
Проведение анализа даст возможность выбрать оптимальный вариант развития деятельности компании. Будучи полностью информированным обо всех преимуществах и недостатках компании, и точно понимая расклад сил в происходящей на рынке конкурентной борьбе, руководитель может максимально эффективно применять имеющий арсенал возможностей и ресурсов для развития компании.
SWOT-анализ начинается с заполнения матрицы из четырех ячеек – «Возможности», «Сила», «Угрозы», «Слабость». После заполнения матрицы проводится анализ полученных данных.
В ячейку «Сила» заносится все то, что укрепляет позицию компании на рынке, то есть имеющиеся ресурсы, наличие инновационных технологий, высокая квалификация персонала и проч.
Ячейка «Слабость» — сюда заносится информация о том, что отсутствует у компании и присутствует у конкурентов. Это может быть маленький ассортимент продукции, недостаточное финансирование, и проч.
В ячейке «Возможности» описываются благоприятные обстоятельства, благодаря которым компания может получить конкурентное преимущество на рынке. Сюда можно отнести повышение спроса на продукцию компании, ухудшение экономических показателей конкурентов, и проч.
Ячейка «Угрозы» описывает неблагоприятные события, влияющие на потерю позиций на рынке. Сюда относятся: вытеснение с рынка конкурирующими компаниями, повышение налогов, снижение спроса на продукцию.
Один и тот же фактор может быть угрозой для одного предприятия, и быть возможностью для другого.
Где взять информацию для проведения анализа?
Основная информация – это отчеты отделов производства, отделов продажи, бухгалтерии, а также устные сведения, полученные интервьюером от специалистов компании.