Учет личных финансов — так ли это скучно на самом деле?!

Что такое учет? Это страшное слово, особенно для людей, которые должны его вести по работе! Да, на работе это регламентировано кучей бумажек, которых человек должен придерживаться, чтобы все сделать верно. И постоянно следить, чтобы все действия им соответствовали! Жуть какая! Однако это учет, регламентированный государственными документами.

В вашем доме государство — это ВЫ! Никаких страшных санкций за небольшие ошибки в его ведение не предусмотрено (скорее наоборот можно остаться без денег если учета нет). Строгие (или не такие уж и строги) правила придумываем себе мы сами и перед собой же отвечаем, поэтому процесс можно превратить в игру! Мы лишь предлагаем варианты и даем советы, основываясь на личном опыте и опыте знакомых и друзей.

Например — за любую работу предлагаю установить себе зарплату. Каждый вечер после внесения трат можете заплатить себе 10/50/100 рублей, в зависимости от финансовых возможностей и силы мотивации, а в конце месяца со свободной душой потратить эти деньги на какую-нибудь «хотелку». И волки сыты и овцы целы!

Для тех, кто никогда не вел учет рассказываем как это делается. Для начала необходимо составить таблицу, в которой наши траты и будут записываться. Можно это делать в тетради, электронной таблице или специализированной программе (в зависимости от того, каким вам удобнее это делать). Возьмем наиболее оптимальный, на мой взгляд, вариант — электронная таблица в Excel. И особых знаний не надо, и легко подытожить результаты. Рекомендую разделить траты по статьям.

Для начала выделите статьи, которые повторяются из месяца в месяц, и без которых не обойтись:

  • коммунальные платежи;
  • кредиты;
  • питание;
  • транспортные расходы;
  • хозяйственные расходы.

Затем статьи, которые варьируются:

  • подарки;
  • одежда;
  • учеба;
  • развлечения;
  • медицина;
  • животные;
  • резервы;
  • и так далее.

Возможно у вас будет больше статей или они будут носить другие наименования. Все зависит от структуры ваших трат. Может у вас нет домашних животных, а кто-то наоборот привык ежемесячно тратить на любимого котика половину бюджета. Или вы привыкли ежемесячно обновлять свой гардероб, а кто-то уже его сформировал и ужасно не любит ходить по магазинам одежды. У кого-то есть дети, а кто-то тратит все свободные деньги на свое хобби. В общем, подумайте какие траты у вас есть и объедините их в группы.

Не делайте слишком много статей, поскольку каждый день дробить траты утомит вас. Хотя, если вы никогда не вели учет первые месяцы будет полезно записывать сколько и на что именно вы потратили.

Например, в графе «Питание» можно выделить следующие разделы:

  • питание на работе (если вы ходите в кафе или питаетесь в столовой, а так же постоянно чаевничаете с коллегами);
  • питание дома (эту графу при необходимости тоже можно разделить на несколько статей, но это уже позже) ;
  • перекусы (всякие батончики, соки, мороженки, конфетки и прочее, что вы покупаете просто от того, что «захотелось», не рассчитали по времени прогулку и ребенок запросил покушать, и так далее)

Такое деление в дальнейшем при анализе поможет выявить возможные резервы для рационализации трат. Так же это будет не лишним при изменении структуры расходов (рождение ребенка, появление затратного хобби, машины, смена работы и так далее). Согласитесь, что кроме трат у всех есть источники доходов. Это самое приятное! Здесь тоже необходимо составить таблицу. Думаю, вы удивитесь, когда проанализируете откуда у вас есть поступления денег, поскольку как правило на вскидку, многие думаю, то имеют только зарплату, однако на поверку оказывается что источников гораздо больше:

  • пособия;
  • пенсии;
  • алименты;
  • подработки;
  • заработок от хобби (последнее время у многих рукодельниц и рукодельников появилась эта статья дохода);
  • налоговые вычеты;
  • арендные платежи от сдачи квартиры;
  • проценты по депозитам;
  • дивиденды по акциям;
  • помощь от родственников (часто бабушки и дедушки помогают растить внуков, или наоборот дети обеспечивают своих родителей);
  • авторские вознаграждения;
  • компенсация по платежам (например за детский сад или коммунальные платежи);
  • призы;
  • и так далее.

Теперь, вы сможете увидеть реальную финансовую картину. Предлагаю взять волю в кулак на пару месяцев и вести учет, определив для себя награду в конце каждого месяца, которую вы получите плюсом к главной цели нашего пути: получение финансовой независимости! Каждый раз когда вечером будем приходить лень и вы начнете искать причины не вести учет, вспоминайте о том, куда мы придем в конце пути, и гоните ее подальше! Поверье, это стоит того!!

P.S.: если вы считаете, что знаете куда уходят деньги, проверьте себя — начните вести учет личных финансов! Уверяю вас, что-нибудь интересное вы точно выясните!!

P.P.S.: для тех, кто получает зарплату не дважды в месяц, а посменно или раз в неделю, рекомендую особенно тщательно подойти к учету доходов. Очень часто оказывается, что люди получают гораздо больше, чем они думали.

P.P.P.S.: и напоследок, один удивительный факт: есть семьи в которых расходы оказываются больше доходов! Вот вам и чудеса домашней экономики!